Поче­му дети попа­да­ют в дорож­но-транс­порт­ные про­ис­ше­ствия? Каза­лось бы, ответ про­стой: если ребе­нок по соб­ствен­ной неосто­рож­но­сти полу­чил трав­му в дорож­но-транс­порт­ном про­ис­ше­ствии, то это – вина ребен­ка. Но поня­тия «вина ребен­ка» не суще­ству­ет.

Дорож­ное про­ис­ше­ствие с ребен­ком озна­ча­ет лишь, что мы, взрос­лые, где-то недо­смот­ре­ли, чему-то не научи­ли или же лич­ным при­ме­ром пока­за­ли, что мож­но нару­шить «закон доро­ги». И часто за слу­ча­я­ми дет­ско­го трав­ма­тиз­ма на дро­гах сто­ит без­участ­ность взрос­лых к совер­ша­е­мым детьми пра­во­на­ру­ше­ни­ям.

Для ребен­ка уме­ние вести себя на доро­ге зави­сит не толь­ко от его жела­ния или неже­ла­ния это делать. Ребе­нок явля­ет­ся самым неза­щи­щен­ным участ­ни­ком дорож­но­го дви­же­ния, и во мно­гом пове­де­ние детей на доро­ге обу­слов­ле­но их вос­при­я­ти­ем дорож­ной ситу­а­ции. Имен­но поэто­му без­опас­ность детей на доро­ге можем обес­пе­чить в первую оче­редь мы, взрос­лые: роди­те­ли, учи­те­ля, вос­пи­та­те­ли, про­хо­жие и, глав­ным обра­зом, води­те­ли транс­порт­ных средств.

С чего же начи­на­ет­ся без­опас­ность детей доро­ге? Разу­ме­ет­ся, со свое­вре­мен­но­го обу­че­ния уме­нию ори­ен­ти­ро­вать­ся в дорож­ной ситу­а­ции, вос­пи­та­ния потреб­но­сти быть дис­ци­пли­ни­ро­ван­ным на ули­це, осмот­ри­тель­ным и осто­рож­ным. Лич­ный при­мер – это самая доход­чи­вая фор­ма обу­че­ния для ребен­ка. Помни­те, если Вы нару­ша­е­те Пра­ви­ла, Ваш ребе­нок будет посту­пать так же!

Дети-пешеходы

Необ­хо­ди­мо запом­нить само­му и вну­шить ребен­ку: дорож­ное дви­же­ние начи­на­ет­ся не с про­ез­жей части, а с пер­вых шагов от поро­га или подъ­ез­да дома. Прой­ди­те с ребен­ком весь путь до шко­лы и нена­вяз­чи­во ука­жи­те на наи­бо­лее опас­ные участ­ки – нере­гу­ли­ру­е­мый пере­кре­сток, узкий тро­туар, подъ­езд гру­зо­во­го транс­пор­та к мага­зи­ну, при­пар­ко­ван­ные авто­мо­би­ли и т.д.

Обра­ти­те вни­ма­ние на осо­бен­но­сти дет­ско­го мыш­ле­ния: дети пока не уме­ют пред­ви­деть опас­ность и толь­ко учат­ся оце­ни­вать ско­рость дви­же­ния авто­ма­ши­ны при при­бли­же­нии к ним, к тому же из-за сво­е­го невы­со­ко­го роста дети быва­ют неви­ди­мы для води­те­лей, – а это опас­но для жиз­ни!

Обя­за­тель­но обра­ти­те вни­ма­ние на воз­ни­ка­ю­щие опас­но­сти при посад­ке и высад­ке из обще­ствен­но­го транс­пор­та. Запом­ни­те: обхо­дить сто­я­щий авто­бус или трол­лей­бус ни в коем слу­чае нель­зя. Нуж­но дождать­ся, пока транс­порт отъ­едет, и толь­ко после это­го пере­хо­дить доро­гу по пеше­ход­но­му пере­хо­ду.

Семь правил, которые нужно запомнить ребенку

Рас­ска­жи­те сво­е­му ребен­ку о том, что он явля­ет­ся участ­ни­ком дорож­но­го дви­же­ния, и разъ­яс­ни­те эти неслож­ные пра­ви­ла для того, что­бы он мог ори­ен­ти­ро­вать­ся в дорож­ной ситу­а­ции.

1) Когда идешь по ули­це пеш­ком, то ты явля­ешь­ся пеше­хо­дом. Ходить по ули­це тебе раз­ре­ша­ет­ся толь­ко по тро­туа­рам, при­дер­жи­ва­ясь пра­вой сто­ро­ны, что­бы не мешать дви­же­нию встреч­ных пеше­хо­дов. Если тро­туа­ра нет, иди навстре­чу дви­же­нию по обо­чине или краю доро­ги. Тогда не толь­ко води­тель видит тебя изда­ли, но и ты видишь при­бли­жа­ю­щу­ю­ся маши­ну.

2) Для того, что­бы перей­ти на дру­гую сто­ро­ну ули­цы, име­ют­ся опре­де­лен­ные места и назы­ва­ют­ся они пеше­ход­ны­ми пере­хо­да­ми. Они обо­зна­че­ны дорож­ны­ми зна­ка­ми «Пеше­ход­ный пере­ход» и белы­ми лини­я­ми раз­мет­ки «зеб­ра».

3) Если нет обо­зна­чен­но­го пеше­ход­но­го пере­хо­да, ты можешь пере­хо­дить ули­цу на пере­крест­ках по лини­ям тро­туа­ров или обо­чин.

4) Преж­де чем перей­ти доро­гу, убе­ди­тесь в пол­ной без­опас­но­сти. Оста­но­вись у края про­ез­жей части, посмот­ри в обе сто­ро­ны и, если нет машин, дой­ди до сере­ди­ны про­ез­жей части. Еще раз посмот­ри нале­во и напра­во и, при отсут­ствии транс­пор­та, закон­чи пере­ход. Доро­гу нуж­но пере­хо­дить под пря­мым углом и в местах, где доро­га хоро­шо про­смат­ри­ва­ет­ся в обе сто­ро­ны.

5) Если на пеше­ход­ном пере­хо­де или пере­крест­ке есть све­то­фор, он пока­жет тебе, когда идти, а когда сто­ять и ждать. Крас­ный свет для пеше­хо­дов – стой, жел­тый – жди, зеле­ный – иди. Нико­гда не пере­хо­ди ули­цу на крас­ный и жел­тый свет, даже если машин побли­зо­сти нет.

6) Как толь­ко заго­рел­ся зеле­ный свет, не «бро­сай­ся» с тро­туа­ра на доро­гу. Быва­ет, что у маши­ны неис­прав­ны тор­мо­за, и она может неожи­дан­но выехать на пеше­ход­ный пере­ход. Поэто­му пере­хо­дить доро­гу надо спо­кой­но, убе­див­шись, что авто­мо­би­ли оста­но­ви­лись. Пере­хо­ди, а не пере­бе­гай!

7) Опас­но играть рядом с доро­гой: катать­ся на вело­си­пе­де летом или на сан­ках зимой.

Важ­но знать – что­бы не ока­зать­ся на доро­ге в ава­рий­ной ситу­а­ции, ребе­нок дол­жен пони­мать, когда авто­мо­биль ста­но­вит­ся опас­ным. Маши­на не может оста­но­вить­ся мгно­вен­но, даже если води­тель нажмет на тор­моз.

Глав­ное пра­ви­ло без­опас­но­го пове­де­ния – пред­ви­деть опас­ность!

Очень важ­но заду­мать­ся и о том, что в осенне-зим­нее вре­мя начи­на­ет рано тем­неть, и даже взрос­лый чело­век, оде­тый в тем­ную одеж­ду, для води­те­ля при пло­хом улич­ном осве­ще­нии ста­но­вить­ся прак­ти­че­ски неви­ди­мым!

Как в этом слу­чае обез­опа­сить себя и ребен­ка? Для нача­ла сле­ду­ет ста­рать­ся исполь­зо­вать свет­лую или яркую одеж­ду, луч­ше все­го со све­то­воз­вра­ща­ю­щи­ми эле­мен­та­ми. Прин­цип их дей­ствия заклю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем: в тем­ное вре­мя суток при попа­да­нии све­та от фар авто­ма­ши­ны или улич­но­го фона­ря они начи­на­ют све­тить­ся, обо­зна­чая дви­же­ние чело­ве­ка.

Для детей при­ду­ма­но уже боль­шое коли­че­ство раз­но­об­раз­ных и инте­рес­ных брас­ле­тов, знач­ков, все чаще мож­но уви­деть школь­ные порт­фе­ли и рюк­за­ки со све­то­воз­вра­ща­ю­щи­ми встав­ка­ми, а так­же дет­ские курт­ки и ком­би­не­зо­ны, это кра­си­во и, самое глав­ное, – без­опас­но!

Дети-водители

Вело­си­пед, мопед, ску­тер – для мно­гих ребят явля­ет­ся пред­ме­том меч­та­ния и, преж­де чем вопло­тить меч­ту в реаль­ность, роди­те­лям сле­ду­ет заду­мать­ся, где же его ребе­нок будет управ­лять сво­им транс­порт­ным сред­ством? Есть ли побли­зо­сти ста­ди­он, парк, вело­си­пед­ные дорож­ки?

Ведь дети, полу­чая свое транс­порт­ное сред­ство и имея воз­мож­ность поки­нуть свой рай­он, в любой момент могут отпра­вить­ся в дру­гой рай­он к дру­гу или одно­класс­ни­ку. При этом, ока­зав­шись в пото­ке транс­пор­та на про­ез­жей части, даже под­го­тов­лен­ный чело­век в пер­вые мину­ты дви­же­ния может с тру­дом ори­ен­ти­ро­вать­ся, а ребе­нок – он, зача­стую, даже не зна­ет, как ему пра­виль­но нуж­но дви­гать­ся по про­ез­жей части, может рас­те­рять­ся, запа­ни­ко­вать и посту­пить не так, как ожи­да­ют от него дру­гие участ­ни­ки дорож­но­го дви­же­ния, зна­ю­щие Пра­ви­ла. Имен­но такие обсто­я­тель­ства чаще все­го спо­соб­ству­ют совер­ше­нию дорож­но-транс­порт­но­го про­ис­ше­ствия.

К тому же вело­си­пед, мопед, ску­тер – это самые неза­щи­щен­ные виды транс­порт­ных средств, и даже незна­чи­тель­ные столк­но­ве­ния, а ино­гда и про­сто паде­ние, могут повлечь за собой серьез­ные послед­ствия. При­об­ре­тая их, необ­хо­ди­мо поза­бо­тить­ся о допол­ни­тель­ных сред­ствах защи­ты – шле­мах, нало­кот­ни­ках, нако­лен­ни­ках, пер­чат­ках.

Дети-пассажиры

В общественном транспорте

Кажет­ся, что имен­но тут ниче­го труд­но­го и нет, – зашел ребе­нок в авто­бус, сел и поехал, одна­ко и пас­са­жи­рам необ­хо­ди­мо соблю­дать Пра­ви­ла.

Опас­ность пере­дви­же­ния в обще­ствен­ном транс­пор­те свя­за­на, как пра­ви­ло, с рез­ким тор­мо­же­ни­ем, к кото­ро­му пас­са­жи­ры все­гда не гото­вы.

Роди­те­лям, кото­рые раз­ре­ша­ют детям само­сто­я­тель­но пере­дви­гать­ся на обще­ствен­ном транс­пор­те, нуж­но разъ­яс­нить ребя­там сле­ду­ю­щие пра­ви­ла:

1) Ожи­дать обще­ствен­ный транс­порт без­опас­но толь­ко на поса­доч­ной пло­щад­ке, а если ее нет, то на тро­туа­ре или обо­чине, но в любом слу­чае – подаль­ше от про­ез­жей части доро­ги.

2) Вход в марш­рут­ный транс­порт мож­но осу­ществ­лять толь­ко после пол­ной оста­нов­ки транс­порт­но­го сред­ства.

3) Нахо­дясь в салоне обще­ствен­но­го транс­пор­та необ­хо­ди­мо креп­ко дер­жать­ся за поруч­ни.

4) Сле­ду­ет усту­пать места пожи­лым и боль­ным людям – это пра­ви­ло не толь­ко веж­ли­во­сти, но и без­опас­но­сти – ведь на рез­кое тор­мо­же­ние им тяже­лее сре­а­ги­ро­вать и удер­жать­ся на ногах.

5) Запре­ща­ет­ся отвле­кать води­те­ля от управ­ле­ния, а так­же откры­вать две­ри транс­порт­но­го сред­ства во вре­мя его дви­же­ния.

6) К выхо­ду сле­ду­ет под­го­то­вить­ся зара­нее, что­бы не при­шлось спе­шить. Вый­дя из транс­пор­та, торо­пить­ся так­же не сле­ду­ет. Осо­бен­но если нуж­но перей­ти на дру­гую сто­ро­ну доро­ги. Необ­хо­ди­мо чет­ко усво­ить: пере­хо­дить про­ез­жую часть мож­но толь­ко по пеше­ход­но­му пере­хо­ду.

В салоне автомашины

Ребе­нок в салоне авто­ма­ши­ны цели­ком и пол­но­стью зави­сит от води­те­ля. К сожа­ле­нию, пре­не­бре­же­ние эле­мен­тар­ны­ми мера­ми без­опас­но­сти роди­те­ля­ми не толь­ко для себя, но и для ребен­ка может закон­чить­ся очень тра­гич­но.

Осо­бен­но если при дви­же­нии авто­ма­ши­ны ребе­нок рас­по­ла­га­ет­ся на руках. В этом слу­чае оши­боч­но пола­гать, что, дер­жа на руках, мы его обе­ре­га­ем. При столк­но­ве­нии или рез­ком тор­мо­же­нии вес пас­са­жи­ра воз­рас­та­ет в несколь­ко раз, и удер­жать ребен­ка от рез­ко­го уда­ра прак­ти­че­ски невоз­мож­но. Если при этом и сам взрос­лый не при­стег­нут рем­нем без­опас­но­сти, то это вер­ная гибель для малы­ша.

Дока­за­но, что ниче­го луч­ше спе­ци­аль­ных удер­жи­ва­ю­щих средств для пере­воз­ки детей не обе­ре­га­ет их в момент столк­но­ве­ния.

Преж­де чем отпра­вить­ся с ребен­ком на авто­ма­шине, побес­по­кой­тесь о его без­опас­но­сти:

1) При­об­ре­ти­те дет­ское удер­жи­ва­ю­щее устрой­ство соглас­но весу и росту ребен­ка (сего­дня боль­шое коли­че­ство про­из­во­ди­те­лей пред­ла­га­ют свою про­дук­цию, более без­опас­ны­ми будут являть­ся те крес­ла, у кото­рых неболь­шой диа­па­зон веса).

2) Стро­го сле­дуй­те инструк­ции от про­из­во­ди­те­ля авто­мо­би­ля, как и где пра­виль­но уста­но­вить дет­ское крес­ло, каким обра­зом оно фик­си­ру­ет­ся.

Отправ­ля­ясь в путе­ше­ствие на авто­ма­шине, при­учай­те ребен­ка зани­мать свое место в дет­ском крес­ле, он быст­ро к это­му при­вык­нет, и дру­гое место ему само­му ско­ро будет не по душе. При этом сами при­сте­ги­вай­тесь рем­нем без­опас­но­сти, что так­же послу­жит для ребен­ка хоро­шим при­ме­ром!

С ран­не­го воз­рас­та при­учай­те детей соблю­дать Пра­ви­ла дорож­но­го дви­же­ния! И не забы­вай­те, что лич­ный при­мер – самая доход­чи­вая фор­ма обу­че­ния. Помни­те! Ребе­нок учит­ся «зако­нам доро­ги», беря при­мер с вас, роди­те­лей, и дру­гих взрос­лых. Пусть Ваш при­мер учит дис­ци­пли­ни­ро­ван­но­му пове­де­нию на ули­це не толь­ко Ваше­го ребен­ка, но и дру­гих детей!