Под куль­ту­рой вожде­ния нуж­но пони­мать ситу­а­цию, когда на доро­ге Вам никто не меша­ет. При этом, поня­тие «куль­ту­ра пове­де­ния на доро­ге» – акту­аль­но как для води­те­лей, так и для пеше­хо­дов.

Куль­тур­ное вожде­ние под­ра­зу­ме­ва­ет, что води­тель куль­ту­рен и как лич­ность, спо­со­бен учи­ты­вать не толь­ко свои, но и чужие интересы.Разумеется, соблю­де­ние Пра­вил дорож­но­го дви­же­ния здесь даже не обсуж­да­ет­ся – оно обя­за­тель­но!

Куль­ту­ра вожде­ния авто­мо­би­ля – это то, бла­го­да­ря чему Доро­ги могут стать намно­го без­опас­нее, а сто­я­ние в проб­ках – при­ят­нее и пси­хо­ло­ги­че­ски ком­форт­нее.

Раз­бе­рем несколь­ко про­стых анти­при­ме­ров того, как посту­пать на доро­ге не сто­ит, и поче­му такие утвер­жде­ния в корне не вер­ны.

  • «Мне про­ще так»
    Конеч­но, про­ще оста­вить маши­ну пря­мо напро­тив вхо­да в мага­зин и заско­чить на «минут­ку», кото­рая может про­длить­ся несколь­ко часов. Но толь­ко поду­май­те о том, что кому-то до Вас мог­ло быть точ­но так же про­ще поста­вить маши­ну пря­мо на про­ез­де, из-за чего Вы не може­те попасть туда, куда Вам нуж­но. Прав­да, непри­ят­но?
  • «Я вожу луч­ше всех»
    Имен­но на эту тему есть очень мно­го народ­ных анек­до­тов. И все они выстав­ля­ют сво­их геро­ев в самом непри­гляд­ном све­те. Даже если Вы гон­щик «Фор­му­лы-1», это не избав­ля­ет Вас от необ­хо­ди­мо­сти на обыч­ной доро­ге соблю­дать ПДД и быть адек­ват­ным чело­ве­ком.
  • «Мне что, боль­ше всех нуж­но?»
    Оте­че­ствен­ный и зару­беж­ный кине­ма­то­граф пока­зал миру уже нема­ло филь­мов на тему опас­ных попут­чи­ков, кото­рые наме­рен­но про­сят помо­щи на доро­ге, зама­ни­вая жерт­ву. Но это кино, а в жиз­ни, как пра­ви­ло, води­тель с дымя­щим­ся капо­том на обо­чине дей­стви­тель­но нуж­да­ет­ся в помо­щи. Если у Вас есть лиш­няя минут­ка – не поле­ни­тесь помочь. Ведь Вы сами може­те ока­зать­ся в такой же ситу­а­ции.

Води­тель­ская эти­ка и куль­ту­ра вожде­ния очень мно­го­гран­на, но самое глав­ное, что Вы може­те научить­ся делать – это сдер­жи­вать нега­тив­ные эмо­ции и быть вни­ма­тель­ным на доро­ге!

Пси­хо­ло­ги выде­ля­ют пять стан­дарт­ных ситу­а­ций, кото­рые порож­да­ют агрес­сию на доро­гах.

Во-пер­вых, это наше извеч­ное жела­ние дое­хать как мож­но быст­рее. Тогда Вас раз­дра­жа­ет вся­кий, кто едет мед­лен­нее, задер­жи­ва­ет­ся на све­то­фо­ре, неук­лю­же манев­ри­ру­ет... В подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев – это искус­ствен­но создан­ная ситу­а­ция.

Есть такое поня­тие – мания тороп­ли­во­сти, сует­ли­вость по инер­ции, без вся­кой нуж­ды. Это опас­но не толь­ко на доро­ге. Чело­век, кото­рый устра­и­ва­ет еже­днев­ную гон­ку по пути на рабо­ту, доб­ро­воль­но под­вер­га­ет себя посто­ян­но­му стрес­су.

В тече­ние вось­ми лет наблю­да­ли за груп­пой из 3200 води­те­лей. И убе­ди­лись, что у под­вер­жен­ных мании тороп­ли­во­сти сер­деч­ные при­сту­пы слу­ча­лись на 75 про­цен­тов чаще!

Насто­я­тель­ный совет води­те­лям – изме­нить образ жиз­ни за рулем и полу­чать удо­воль­ствие от езды!

Пла­ни­ро­вать поезд­ки без напря­же­ния по вре­ме­ни. Почув­ство­вать, что быть рас­слаб­лен­ным, слу­шать музы­ку, гово­рить с попут­чи­ка­ми луч­ше на более мед­лен­ной ско­ро­сти и куда при­ят­нее нерв­ной езды. Беда в том, что агрес­сив­ные води­те­ли про­во­ци­ру­ют на то же и окру­жа­ю­щих. «Так же «нель­зя»!» – вос­кли­ца­е­те Вы, и при­хо­ди­те в ярость. Или еще хуже – реша­е­те пре­по­дать урок наха­лу.

Надо быть гото­вым к тому, что хули­га­ны за рулем неиз­беж­ны! Не уста­нав­ли­вай­те с ними визу­аль­ный кон­такт (не гово­ря уже о жестах) и вооб­ще не при­ни­май­те их пове­де­ние на свой лич­ный счет – на Вашем месте мог бы ока­зать­ся любой дру­гой води­тель! Ска­жи­те себе – это глу­пый, несчаст­ный, отча­яв­ший­ся чело­век, у кото­ро­го, веро­ят­но, поеха­ла кры­ша. Вы – умнее и рас­су­ди­тель­нее его. Вы – силь­нее! А по-насто­я­ще­му силь­ный чело­век нико­гда не стре­мит­ся демон­стри­ро­вать свою силу!

Если вол­ну­е­тесь за рулем, то исполь­зуй­те дыха­тель­ную гим­на­сти­ку – нуж­но мед­лен­но вдох­нуть и выдох­нуть через нос на счет «пять». Потом так же вдох­нуть и выдох­нуть на счет «десять», «пят­на­дцать», «два­дцать». При этом рас­сла­бить­ся. В край­нем слу­чае – оста­но­вить маши­ну и отой­ти от нее мет­ров на два­дцать. Это момен­таль­но успо­ка­и­ва­ет!

Пять принципов доктора Ларсона, которые помогут изменить поведение за рулем

  1. Вме­сто «дое­хать как мож­но быст­рее» – «дое­хать как мож­но ком­форт­нее»!
    Спла­ни­ро­вать поезд­ку с запа­сом по вре­ме­ни, полу­чить удо­воль­ствие от
    рас­слаб­лен­ной, спо­кой­ной езды, от музы­ки в салоне и бесе­ды с
    попут­чи­ка­ми.
  2. Вме­сто «быть коро­лем на доро­ге» – «быть на Доро­ге Коро­лем»!
    Полу­чать удо­воль­ствие не от обго­на всех и вся, а от спо­кой­ной езды в
    чистом, без­упреч­но исправ­ном авто­мо­би­ле, допол­ня­ю­щей Ваше хоро­шее
    настро­е­ние.
  3. Вме­сто «попро­буй меня сде­лать» – «смот­ри, Я – Джентль­мен»!
    Обра­щать­ся с людь­ми на доро­ге так же, как Вы обра­ща­лись бы со сво­и­ми
    пас­са­жи­ра­ми. Вели­ко­душ­но усту­пать им, испы­ты­вая от соб­ствен­ной
    веж­ли­во­сти удо­воль­ствие, а не уни­же­ние.
  4. Вме­сто «это­го нель­зя поз­во­лить на Доро­ге» – «живи и дай жить дру­го­му»!
    При­знать, что Вы не впра­ве кон­тро­ли­ро­вать пове­де­ние дру­гих за рулем.
    Вспом­нить, что даже во вре­мя обыч­ной про­гул­ки Вам при­хо­дит­ся
    пере­сту­пать лужи, обхо­дить пре­пят­ствия и дви­жу­щих­ся Вам навстре­чу
    людей.
  5. Вме­сто «пре­по­дать ему урок» – «оста­вить нака­за­ние для поли­ции»!
    Пом­нить, что оби­дев­шие Вас води­те­ли в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве не
    ста­ви­ли перед собой такой цели. Они про­сто пре­вы­си­ли ско­рость, были
    невни­ма­тель­ны, уста­лы, злы. Навер­ня­ка у них боль­шие непри­ят­но­сти.

Спа­си­бо док­то­ру Лар­со­ну! Пото­му что в Рос­сии подоб­ные иссле­до­ва­ния не про­во­дят­ся.

В целом, – учи­тесь полу­чать удо­воль­ствие от сво­е­го вели­ко­душ­но­го пове­де­ния за рулем!