Иде­аль­ный води­тель это тот, кото­рый риск каж­дой секун­ды дви­же­ния ней­тра­ли­зу­ет соот­вет­ству­ю­щим запа­сом без­опас­но­сти!

Тот води­тель, кото­рый пусть даже ездит хуже Вас, он не уме­ет вхо­дить в зано­сы и выхо­дить из них, как Вы, но у него луч­ше ваше­го раз­ви­то чув­ство опас­но­сти, т.е. сте­пе­ни рис­ка, он – объ­ек­тив­нее, чем Вы! Пото­му, что свое мастер­ство оце­ни­ва­ет и уме­ет вовре­мя про­ти­во­по­ста­вить рис­ку адек­ват­ную без­опас­ность, – этот води­тель луч­ше Вас!

Составляющие водительского мастерства:

1 — Уметь хорошо управлять автомобилем

Тут впе­ре­ди всех, конеч­но, спортс­ме­ны, про­фес­си­о­на­лы пото­му, что это уме­ние – про­пор­ци­о­наль­но опы­ту, то есть – прой­ден­ным кило­мет­рам. Мож­но кое-что из при­е­мов вожде­ния изу­чить и в авто­клас­се, на тре­на­же­ре, но очень мало. Глав­ный учи­тель в уме­нии хоро­шо управ­лять авто­мо­би­лем – сама Доро­га! Вы уже поня­ли, что опыт води­те­ля не все­гда обрат­но­про­пор­ци­о­на­лен коли­че­ству его ДТП. То есть, не все­гда вер­на про­пор­ция: «чем боль­ше ездишь, тем мень­ше ДТП», – мно­гое зави­сит и от трех осталь­ных состав­ля­ю­щих иде­аль­но­го води­те­ля.

2 — Уметь прогнозировать опасность

Дру­ги­ми сло­ва­ми – уметь пра­виль­но оце­ни­вать сте­пень рис­ка в каж­дое мгно­ве­ние дви­же­ния авто­мо­би­ля. Для того, что­бы про­гно­зи­ро­вать опас­ные ситу­а­ции, пред­ска­зы­вать, их надо знать – чув­ство опас­но­сти, ока­зы­ва­ет­ся, мож­но и нуж­но тре­ни­ро­вать! Вот как раз это­му и учат во вто­рой фазе обу­че­ния води­те­ля во мно­гих запад­ных стра­нах, когда он уже полу­чил Води­тель­ское удо­сто­ве­ре­ние. Вот как раз это­му совер­шен­но не учат не толь­ко при полу­че­нии Прав, но и на вся­ко­го рода кон­тра­ва­рий­ных кур­сах. На них учат, как из ава­рий­ной ситу­а­ции выхо­дить, а надо бы учить – как в ава­рий­ную ситу­а­цию не попасть!


И ведь что инте­рес­но и важ­но – это­му мож­но учить и учить­ся не толь­ко на доро­ге, за рулем, но и в учеб­ном авто­клас­се, пото­му что опас­ные ситу­а­ции мож­но моде­ли­ро­вать! Их мож­но моде­ли­ро­вать и рисун­ка­ми, и схе­ма­ми, и видео­ма­те­ри­а­ла­ми, и даже про­сто сло­ва­ми! Вот вам несколь­ко при­ме­ров…

Первый пример – тренировка чувства опасности.

На рас­сто­я­нии 50 мет­ров друг от дру­га в одном направ­ле­нии дви­жут­ся два авто­мо­би­ля со ско­ро­стью, ска­жем, 30 км/час. Перед­няя вдруг неожи­дан­но, рез­ко тор­мо­зит: у вто­ро­го води­те­ля спра­ши­ва­ют: «опас­но?» Он отве­ча­ет: «нет – спо­кой­но успел и сре­а­ги­ро­вать, и оста­но­вить­ся доволь­но дале­ко от перед­ней маши­ны».

Те же 50 мет­ров меж­ду маши­на­ми, но ско­рость повы­ша­ет­ся: 40, 50, 60 км/час и перед­ний авто­мо­биль все бли­же и бли­же, и – вот она, гра­ни­ца меж­ду опас­но­стью и без­опас­но­стью: чело­век учит­ся ее и чув­ство­вать, и даже видеть.

Второй пример – тренинг в учебном автоклассе

Ясный день, отлич­ная, пря­мая доро­га – нико­го на ней, види­мость почти до гори­зон­та, кило­мет­ров пять. Какая ско­рость тут без­опас­на? Любая, вплоть до мак­си­маль­ной? Вовсе нет, пото­му что вдоль доро­ги все­гда что-то есть – кусты, домик невда­ле­ке, забор и т.п.

Полу­ча­ет­ся, что види­мость на такой доро­ге вовсе не те пять кило­мет­ров, на кото­рые она пустая, а на столь­ко мет­ров, сколь­ко их до того объ­ек­та, из-за кото­ро­го может неожи­дан­но появить­ся пре­пят­ствие – маши­на, чело­век, вело­си­пе­дист, куры и т.п. Поэто­му ско­рость долж­на быть такой, какая бы обес­пе­чи­ва­ла без­опас­ность.

Вот такой тест: город, вы еде­те во вто­ром ряду, в пер­вом сто­ит авто­бус, маши­на – с какой ско­ро­стью надо вам ехать? 

Ответ: ехать и смот­реть под дни­ще авто­бу­са – не мельк­нут ли там ноги. Это вер­но, но не все­гда воз­мож­но. И, если невоз­мож­но, то ехать надо с такой ско­ро­стью, что­бы успеть оста­но­вить­ся, если из-за авто­бу­са напе­ре­рез вам РВАНЕТ через доро­гу маль­чиш­ка. А еще луч­ше – маль­чиш­ка на роли­ках.

Если вы буде­те боять­ся и ждать имен­но маль­чиш­ку и имен­но рва­нув­ше­го напе­ре­рез, да еще и на роли­ках, тогда вас не заста­нут врас­плох все осталь­ные пеше­хо­ды – опаз­ды­ва­ю­щие клер­ки, нерв­ные мамы с коляс­ка­ми, бабу­ли с сум­ка­ми.

В прин­ци­пе, типич­ных, самых рас­про­стра­нен­ных, ава­рий­ных ситу­а­ций не так уж и мно­го – несколь­ко сотен. И почти все мож­но и нуж­но пости­гать в учеб­ном авто­клас­се, а не на соб­ствен­ной шку­ре за рулем авто­мо­би­ля.


3 — Умение объективно оценивать собственные навыки

А вот здесь без опыт­но­го не толь­ко инструк­то­ра, но и без пси­хо­ло­га не обой­тись.

Очень боль­шой опыт накоп­лен в этой обла­сти в Австрии. Там на боль­ших груп­пах води­те­лей не толь­ко авто­мо­би­лей, но и мото­цик­лов, были про­ве­де­ны иссле­до­ва­ния зави­си­мо­сти ава­рий­но­сти от уров­ня само­оцен­ки води­те­лей, оцен­ки ими сво­е­го води­тель­ско­го мастер­ства. Что же ока­за­лось?

Пер­вое – чем ниже оцен­ка води­те­лем сво­е­го води­тель­ско­го мастер­ства, тем выше ава­рий­ность. При­чем у води­те­лей с низ­кой само­оцен­кой наблю­дал­ся более спор­тив­ный, рис­ко­ван­ный стиль вожде­ния, что уче­ные объ­яс­ня­ют стрем­ле­ни­ем к неко­ей ком­пен­са­ции за неуве­рен­ность в себе.

И наобо­рот – чем выше оцен­ка води­те­лем сво­е­го мастер­ства, тем более защит­ный стиль вожде­ния он испо­ве­ду­ет, более спо­кой­ный, надеж­ный.

Одна­ко и слиш­ком высо­кая, завы­шен­ная само­оцен­ка, эта­кий «нар­цис­сизм» – тоже дает всплеск ава­рий­но­сти. Иде­аль­ный вари­ант – золо­тая сере­дин­ка.

Кро­ме того, в эту тре­тью состав­ля­ю­щую иде­аль­но­го води­те­ля вхо­дят и чисто физи­че­ско-пси­хо­ло­ги­че­ские дан­ные каж­до­го инди­ви­ду­у­ма. И это не про­сто быст­ро­та реак­ции, ведь для того, что­бы на что-то отре­а­ги­ро­вать, это что-то надо сна­ча­ла понять, уви­деть, осо­знать. Так вот – сна­ча­ла это быст­ро­та, ска­жем так, – сооб­ра­зи­тель­но­сти, а потом уже – быст­ро­та чисто физи­че­ской реак­ции на ситу­а­цию.

4 — Умение противопоставить риску каждой секунды движения достаточный запас безопасности

Тут уж ника­ких ни кур­сов, ни обу­че­ний не надо – если преды­ду­щие три состав­ля­ю­щие у води­те­ля есть: маши­ну хоро­шо водит, опас­ность уме­ет уви­деть и пред­ска­зать, себя объ­ек­тив­но оце­ни­ва­ет, то уме­ние про­ти­во­по­ста­вить рис­ку каж­дой секун­ды дви­же­ния доста­точ­ный запас без­опас­но­сти при­хо­дит как бы само собой, с опы­том, с прой­ден­ны­ми кило­мет­ра­ми.

Сна­ча­ла у тако­го чело­ве­ка будет слиш­ком боль­шой запас надеж­но­сти, без­опас­но­сти, потом все мень­ше и мень­ше, но все­гда – доста­точ­ный для того, что­бы не попасть в ДТП.

При­чем, не попасть в ДТП не толь­ко по сво­ей вине, но и по чужой. Быва­ют, конеч­но, ситу­а­ции на доро­ге, когда води­те­лю ниче­го не воз­мож­но сде­лать, но их чрез­вы­чай­но мало и не дай нам Бог в такие ситу­а­ции попасть.

На Запа­де при раз­бо­ре ДТП уже дав­но ото­шли от прак­ти­ки: «кто вино­ват», а раз­ра­ба­ты­ва­ют тему: мож­но было предот­вра­тить ДТП или нет? Так вот, ока­зы­ва­ет­ся, что в 97 слу­ча­ях из 100 – мож­но было.

Для чего Вам все это знать?

Для того, что­бы Вы об этой вто­рой фазе повы­ше­ния води­тель­ско­го мастер­ства зна­ли и при жела­нии нашли бы подоб­ные авто­кур­сы в горо­де.

Если буде­те спра­ши­вать, то запом­ни­те все­го два сло­ва: «защит­ное вожде­ние» – они учат защит­но­му сти­лю вожде­ния авто­мо­би­ля.

Это то, что Вам надо… Не как выхо­дить из кри­ти­че­ских ситу­а­ций на доро­ге, а как в них не попа­дать!