Личный кабинет
Автономная некоммерческая организация дополнительного образования Учебный АВТОМОТО центр «Новое Поколение»
Личный кабинет

О повышении водительского мастерства или каким должен быть хороший Водитель

О повышении водительского мастерства или каким должен быть хороший Водитель
Идеальный водитель это тот, который риск каждой секунды движения нейтрализует соответствующим запасом безопасности!

Тот водитель, который пусть даже ездит хуже Вас, он не умеет входить в заносы и выходить из них, как Вы, но у него лучше вашего развито чувство опасности, т.е. степени риска, он – объективнее, чем Вы! Потому, что свое мастерство оценивает и умеет вовремя противопоставить риску адекватную безопасность, – этот водитель лучше Вас!

Составляющие водительского мастерства:

1 — Уметь хорошо управлять автомобилем

Тут впереди всех, конечно, спортсмены, профессионалы потому, что это умение – пропорционально опыту, то есть – пройденным километрам. Можно кое-что из приемов вождения изучить и в автоклассе, на тренажере, но очень мало. Главный учитель в умении хорошо управлять автомобилем – сама Дорога! Вы уже поняли, что опыт водителя не всегда обратнопропорционален количеству его ДТП. То есть, не всегда верна пропорция: «чем больше ездишь, тем меньше ДТП», – многое зависит и от трех остальных составляющих идеального водителя.

2 — Уметь прогнозировать опасность

Другими словами – уметь правильно оценивать степень риска в каждое мгновение движения автомобиля. Для того, чтобы прогнозировать опасные ситуации, предсказывать, их надо знать – чувство опасности, оказывается, можно и нужно тренировать! Вот как раз этому и учат во второй фазе обучения водителя во многих западных странах, когда он уже получил Водительское удостоверение. Вот как раз этому совершенно не учат не только при получении Прав, но и на всякого рода контраварийных курсах. На них учат, как из аварийной ситуации выходить, а надо бы учить – как в аварийную ситуацию не попасть!


И ведь что интересно и важно – этому можно учить и учиться не только на дороге, за рулем, но и в учебном автоклассе, потому что опасные ситуации можно моделировать! Их можно моделировать и рисунками, и схемами, и видеоматериалами, и даже просто словами! Вот вам несколько примеров…

Первый пример – тренировка чувства опасности.

На расстоянии 50 метров друг от друга в одном направлении движутся два автомобиля со скоростью, скажем, 30 км/час. Передняя вдруг неожиданно, резко тормозит: у второго водителя спрашивают: «опасно?» Он отвечает: «нет – спокойно успел и среагировать, и остановиться довольно далеко от передней машины».

Те же 50 метров между машинами, но скорость повышается: 40, 50, 60 км/час и передний автомобиль все ближе и ближе, и – вот она, граница между опасностью и безопасностью: человек учится ее и чувствовать, и даже видеть.

Второй пример – тренинг в учебном автоклассе

Ясный день, отличная, прямая дорога – никого на ней, видимость почти до горизонта, километров пять. Какая скорость тут безопасна? Любая, вплоть до максимальной? Вовсе нет, потому что вдоль дороги всегда что-то есть – кусты, домик невдалеке, забор и т.п.

Получается, что видимость на такой дороге вовсе не те пять километров, на которые она пустая, а на столько метров, сколько их до того объекта, из-за которого может неожиданно появиться препятствие – машина, человек, велосипедист, куры и т.п. Поэтому скорость должна быть такой, какая бы обеспечивала безопасность.

Вот такой тест: город, вы едете во втором ряду, в первом стоит автобус, машина – с какой скоростью надо вам ехать? 

Ответ: ехать и смотреть под днище автобуса – не мелькнут ли там ноги. Это верно, но не всегда возможно. И, если невозможно, то ехать надо с такой скоростью, чтобы успеть остановиться, если из-за автобуса наперерез вам РВАНЕТ через дорогу мальчишка. А еще лучше – мальчишка на роликах.

Если вы будете бояться и ждать именно мальчишку и именно рванувшего наперерез, да еще и на роликах, тогда вас не застанут врасплох все остальные пешеходы – опаздывающие клерки, нервные мамы с колясками, бабули с сумками.

В принципе, типичных, самых распространенных, аварийных ситуаций не так уж и много – несколько сотен. И почти все можно и нужно постигать в учебном автоклассе, а не на собственной шкуре за рулем автомобиля.


3 — Умение объективно оценивать собственные навыки

А вот здесь без опытного не только инструктора, но и без психолога не обойтись.

Очень большой опыт накоплен в этой области в Австрии. Там на больших группах водителей не только автомобилей, но и мотоциклов, были проведены исследования зависимости аварийности от уровня самооценки водителей, оценки ими своего водительского мастерства. Что же оказалось?

Первое – чем ниже оценка водителем своего водительского мастерства, тем выше аварийность. Причем у водителей с низкой самооценкой наблюдался более спортивный, рискованный стиль вождения, что ученые объясняют стремлением к некоей компенсации за неуверенность в себе.

И наоборот – чем выше оценка водителем своего мастерства, тем более защитный стиль вождения он исповедует, более спокойный, надежный.

Однако и слишком высокая, завышенная самооценка, этакий «нарциссизм» – тоже дает всплеск аварийности. Идеальный вариант – золотая серединка.

Кроме того, в эту третью составляющую идеального водителя входят и чисто физическо-психологические данные каждого индивидуума. И это не просто быстрота реакции, ведь для того, чтобы на что-то отреагировать, это что-то надо сначала понять, увидеть, осознать. Так вот – сначала это быстрота, скажем так, – сообразительности, а потом уже – быстрота чисто физической реакции на ситуацию.

4 — Умение противопоставить риску каждой секунды движения достаточный запас безопасности

Тут уж никаких ни курсов, ни обучений не надо – если предыдущие три составляющие у водителя есть: машину хорошо водит, опасность умеет увидеть и предсказать, себя объективно оценивает, то умение противопоставить риску каждой секунды движения достаточный запас безопасности приходит как бы само собой, с опытом, с пройденными километрами.

Сначала у такого человека будет слишком большой запас надежности, безопасности, потом все меньше и меньше, но всегда – достаточный для того, чтобы не попасть в ДТП.

Причем, не попасть в ДТП не только по своей вине, но и по чужой. Бывают, конечно, ситуации на дороге, когда водителю ничего не возможно сделать, но их чрезвычайно мало и не дай нам Бог в такие ситуации попасть.

На Западе при разборе ДТП уже давно отошли от практики: «кто виноват», а разрабатывают тему: можно было предотвратить ДТП или нет? Так вот, оказывается, что в 97 случаях из 100 – можно было.

Для чего Вам все это знать?

Для того, чтобы Вы об этой второй фазе повышения водительского мастерства знали и при желании нашли бы подобные автокурсы в городе.

Если будете спрашивать, то запомните всего два слова: «защитное вождение» – они учат защитному стилю вождения автомобиля.

Это то, что Вам надо… Не как выходить из критических ситуаций на дороге, а как в них не попадать!
?>