Идеальный водитель это тот, который риск каждой секунды движения нейтрализует соответствующим запасом безопасности!
Тот водитель, который пусть даже ездит хуже Вас, он не умеет входить в заносы и выходить из них, как Вы, но у него лучше вашего развито чувство опасности, т.е. степени риска, он – объективнее, чем Вы! Потому, что свое мастерство оценивает и умеет вовремя противопоставить риску адекватную безопасность, – этот водитель лучше Вас!
Тут впереди всех, конечно, спортсмены, профессионалы потому, что это умение – пропорционально опыту, то есть – пройденным километрам. Можно кое-что из приемов вождения изучить и в автоклассе, на тренажере, но очень мало. Главный учитель в умении хорошо управлять автомобилем – сама Дорога! Вы уже поняли, что опыт водителя не всегда обратнопропорционален количеству его ДТП. То есть, не всегда верна пропорция: «чем больше ездишь, тем меньше ДТП», – многое зависит и от трех остальных составляющих идеального водителя.
Другими словами – уметь правильно оценивать степень риска в каждое мгновение движения автомобиля. Для того, чтобы прогнозировать опасные ситуации, предсказывать, их надо знать – чувство опасности, оказывается, можно и нужно тренировать! Вот как раз этому и учат во второй фазе обучения водителя во многих западных странах, когда он уже получил Водительское удостоверение. Вот как раз этому совершенно не учат не только при получении Прав, но и на всякого рода контраварийных курсах. На них учат, как из аварийной ситуации выходить, а надо бы учить – как в аварийную ситуацию не попасть!
И ведь что интересно и важно – этому можно учить и учиться не только на дороге, за рулем, но и в учебном автоклассе, потому что опасные ситуации можно моделировать! Их можно моделировать и рисунками, и схемами, и видеоматериалами, и даже просто словами! Вот вам несколько примеров…
На расстоянии 50 метров друг от друга в одном направлении движутся два автомобиля со скоростью, скажем, 30 км/час. Передняя вдруг неожиданно, резко тормозит: у второго водителя спрашивают: «опасно?» Он отвечает: «нет – спокойно успел и среагировать, и остановиться довольно далеко от передней машины».
Те же 50 метров между машинами, но скорость повышается: 40, 50, 60 км/час и передний автомобиль все ближе и ближе, и – вот она, граница между опасностью и безопасностью: человек учится ее и чувствовать, и даже видеть.
Ясный день, отличная, прямая дорога – никого на ней, видимость почти до горизонта, километров пять. Какая скорость тут безопасна? Любая, вплоть до максимальной? Вовсе нет, потому что вдоль дороги всегда что-то есть – кусты, домик невдалеке, забор и т.п.
Получается, что видимость на такой дороге вовсе не те пять километров, на которые она пустая, а на столько метров, сколько их до того объекта, из-за которого может неожиданно появиться препятствие – машина, человек, велосипедист, куры и т.п. Поэтому скорость должна быть такой, какая бы обеспечивала безопасность.
Вот такой тест: город, вы едете во втором ряду, в первом стоит автобус, машина – с какой скоростью надо вам ехать?
Ответ: ехать и смотреть под днище автобуса – не мелькнут ли там ноги. Это верно, но не всегда возможно. И, если невозможно, то ехать надо с такой скоростью, чтобы успеть остановиться, если из-за автобуса наперерез вам РВАНЕТ через дорогу мальчишка. А еще лучше – мальчишка на роликах.
Если вы будете бояться и ждать именно мальчишку и именно рванувшего наперерез, да еще и на роликах, тогда вас не застанут врасплох все остальные пешеходы – опаздывающие клерки, нервные мамы с колясками, бабули с сумками.
В принципе, типичных, самых распространенных, аварийных ситуаций не так уж и много – несколько сотен. И почти все можно и нужно постигать в учебном автоклассе, а не на собственной шкуре за рулем автомобиля.
А вот здесь без опытного не только инструктора, но и без психолога не обойтись.
Очень большой опыт накоплен в этой области в Австрии. Там на больших группах водителей не только автомобилей, но и мотоциклов, были проведены исследования зависимости аварийности от уровня самооценки водителей, оценки ими своего водительского мастерства. Что же оказалось?
Первое – чем ниже оценка водителем своего водительского мастерства, тем выше аварийность. Причем у водителей с низкой самооценкой наблюдался более спортивный, рискованный стиль вождения, что ученые объясняют стремлением к некоей компенсации за неуверенность в себе.
И наоборот – чем выше оценка водителем своего мастерства, тем более защитный стиль вождения он исповедует, более спокойный, надежный.
Однако и слишком высокая, завышенная самооценка, этакий «нарциссизм» – тоже дает всплеск аварийности. Идеальный вариант – золотая серединка.
Кроме того, в эту третью составляющую идеального водителя входят и чисто физическо-психологические данные каждого индивидуума. И это не просто быстрота реакции, ведь для того, чтобы на что-то отреагировать, это что-то надо сначала понять, увидеть, осознать. Так вот – сначала это быстрота, скажем так, – сообразительности, а потом уже – быстрота чисто физической реакции на ситуацию.
Тут уж никаких ни курсов, ни обучений не надо – если предыдущие три составляющие у водителя есть: машину хорошо водит, опасность умеет увидеть и предсказать, себя объективно оценивает, то умение противопоставить риску каждой секунды движения достаточный запас безопасности приходит как бы само собой, с опытом, с пройденными километрами.
Сначала у такого человека будет слишком большой запас надежности, безопасности, потом все меньше и меньше, но всегда – достаточный для того, чтобы не попасть в ДТП.
Причем, не попасть в ДТП не только по своей вине, но и по чужой. Бывают, конечно, ситуации на дороге, когда водителю ничего не возможно сделать, но их чрезвычайно мало и не дай нам Бог в такие ситуации попасть.
На Западе при разборе ДТП уже давно отошли от практики: «кто виноват», а разрабатывают тему: можно было предотвратить ДТП или нет? Так вот, оказывается, что в 97 случаях из 100 – можно было.
Для того, чтобы Вы об этой второй фазе повышения водительского мастерства знали и при желании нашли бы подобные автокурсы в городе.
Если будете спрашивать, то запомните всего два слова: «защитное вождение» – они учат защитному стилю вождения автомобиля.
Это то, что Вам надо… Не как выходить из критических ситуаций на дороге, а как в них не попадать!