Опыт­ный води­тель, как пра­ви­ло, уве­рен­но и спо­кой­но чув­ству­ет себя на доро­ге. Но быва­ют момен­ты, когда даже про­фес­си­о­на­лу необ­хо­ди­мо быть насто­ро­же и не рас­слаб­лять­ся за рулём, а начи­на­ю­ще­му води­те­лю после обу­че­ния на авто­кур­сах необ­хо­ди­мо учи­ты­вать важ­ные пра­ви­ла. Речь идёт о прак­ти­че­ском вожде­нии авто­мо­би­ля в сумер­ках и ночью.

Извест­но, что вечерне-ноч­ное вре­мя явля­ет­ся наи­бо­лее опас­ным, и ава­рии на доро­гах слу­ча­ют­ся чаще. Каза­лось бы, ниче­го слож­но­го в ноч­ном дви­же­нии по сухой и ров­ной доро­ге нет: машин мень­ше, ско­рость выше. Одна­ко ста­ти­сти­ка неумо­ли­ма: око­ло поло­ви­ны всех дорож­но-транс­порт­ных про­ис­ше­ствий совер­ша­ют­ся в сумра­ке вечер­не­го и мра­ке ноч­но­го вре­ме­ни.

Поэто­му даже в мак­си­маль­но ком­форт­ных усло­ви­ях дви­же­ния сле­ду­ет учи­ты­вать ноч­ные осо­бен­но­сти вожде­ния авто­мо­би­ля. Прак­ти­че­ское вожде­нию ночью име­ет ряд фак­то­ров, ока­зы­ва­ю­щих вли­я­ние на без­опас­ность дви­же­ния:

1. Видимость

Ночью мень­ше зна­ко­мых ори­ен­ти­ров, а очер­та­ния пред­ме­тов, про­но­ся­щих­ся мимо дви­жу­ще­го­ся авто­мо­би­ля, раз­мы­ты и смут­но вид­ны. Води­те­лю труд­нее, чем днём, оце­нить стре­ми­тель­ность сво­е­го и дру­го­го транс­порт­но­го сред­ства, тяже­лее рас­счи­тать рас­сто­я­ние до непо­движ­ных и дви­жу­щих­ся объ­ек­тов.

2. Ослепление

Серьёз­ную опас­ность на ноч­ной трас­се пред­став­ля­ет ослеп­ле­ние све­том фар маши­ны, дви­га­ю­щей­ся по встреч­ной поло­се. Пере­ход от при­выч­ной тем­но­ты к неожи­дан­ной све­то­вой вспыш­ке для наше­го зре­ния крайне неже­ла­те­лен. Зрач­кам при­хо­дит­ся рез­ко сужать­ся или рез­ко рас­ши­рять­ся. Этот физио­ло­ги­че­ский про­цесс может про­те­кать доволь­но дол­го (в сред­нем 10–20 секунд). За это вре­мя авто­мо­биль, летя­щий в ночи со ско­ро­стью 90 км/час, может пре­одо­леть 250–300 мет­ров пути. Это рас­сто­я­ние води­тель может про­ско­чить, ниче­го не видя, что чре­ва­то весь­ма неуте­ши­тель­ны­ми послед­стви­я­ми.

3. Усталость

Устав­ше­му води­те­лю труд­нее скон­цен­три­ро­вать­ся и быть мак­си­маль­но вни­ма­тель­ным к дорож­ной обста­нов­ке. Чело­ве­ку за рулём хочет­ся спать или быст­рее добрать­ся до места назна­че­ния, и он пре­не­бре­га­ет без­опас­но­стью и рис­ку­ет там, где в нор­маль­ном состо­я­нии не рис­ко­вал бы.

4. Возраст

Быст­ро­та реак­ции и остро­та зре­ния с воз­рас­том сни­жа­ют­ся. Води­тель не сра­зу пони­ма­ет, что ему необ­хо­ди­мы очки, при­вы­кая к посте­пен­но нарас­та­ю­щей бли­зо­ру­ко­сти или даль­но­зор­ко­сти. К тому же рого­ви­ца гла­за ста­но­вит­ся со вре­ме­нем более плот­ной, и пожи­ло­му чело­ве­ку нуж­но боль­ше све­та.

5. Алкогольное опьянение

Частая при­чи­на ава­рий, ино­гда даже со смер­тель­ным исхо­дом,- алко­голь в кро­ви води­те­ля. Чело­век теря­ет само­кон­троль, реа­ги­ру­ет на дорож­ную обста­нов­ку неадек­ват­но, зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ет ско­рост­ной режим, у него при­туп­ля­ет­ся инстинкт само­со­хра­не­ния. Если такое состо­я­ние усу­губ­ля­ет­ся вожде­ни­ем в сумер­ках или ночью, резуль­та­ты такой поезд­ки часто весь­ма пла­чев­ны.

6. Незнание габаритов своей машины

Это зна­ние при­хо­дит с опы­том и тре­ни­ров­кой гла­зо­ме­ра, а на пер­вых порах раз­мер и фор­му маши­ны труд­но чув­ство­вать, осо­бен­но ночью, когда кон­ту­ры соб­ствен­но­го авто­мо­би­ля скры­ты в тем­но­те.

7. Особенность красных сигналов

Крас­ные сиг­наль­ные огни могут сыг­рать плохую шут­ку с нашим зре­ни­ем. Ночью води­те­лю кажет­ся, что желез­но­до­рож­ный пере­езд, ограж­де­ние зоны дорож­ных работ или све­то­фор, горя­щие крас­ным све­том, нахо­дят­ся даль­ше, чем в дей­стви­тель­но­сти. Поэто­му с крас­ны­ми пре­ду­пре­ди­тель­ны­ми сиг­на­ла­ми нуж­но быть осто­рож­ным и про­счи­ты­вать рас­сто­я­ние до объ­ек­та с запа­сом.


Инструк­то­ра по прак­ти­че­ско­му обу­че­нию вожде­ния авто­мо­би­ля гото­вы поде­лить­ся сове­та­ми, кото­рые умень­шат риск:

«Не гони­те» – извест­ная исти­на весь­ма умест­на при дви­же­нии вече­ром и ночью.

Отклю­чай­те даль­ний свет перед авто­мо­би­лем, дви­га­ю­щим­ся Вам навстре­чу, что­бы не осле­пить води­те­ля, и пере­клю­чай­те его обрат­но на ближ­ний толь­ко тогда, когда порав­ня­е­тесь со встреч­ной маши­ной.

Пере­хо­дя на ближ­ний свет, при­учай­те себя син­хрон­но сни­жать ско­рость.

Что­бы свет встреч­ной маши­ны не осле­пил Вас – смот­ри­те не на фары при­бли­жа­ю­ще­го­ся авто­мо­би­ля, а как мож­но пра­вее.

Что­бы Вас не осле­пил свет авто­мо­би­ля, дви­жу­ще­го­ся за Вами, при­об­ре­ти­те спе­ци­аль­ную подвиж­ную штор­ку, кото­рую мож­но при­кре­пить на зад­нее стек­ло маши­ны.

Ночью во вре­мя дви­же­ния полез­но смот­реть по сто­ро­нам, что­бы све­рить направ­ле­ние дви­же­ния по гори­зон­ту.

Что­бы быст­рее рас­смот­реть сла­бо­осве­щён­ный пред­мет, во вре­мя дви­же­ния нуж­но смот­реть на него не в упор, а слег­ка в сто­ро­ну, фоку­си­ру­ясь на очер­та­ни­ях и фор­ме.

Если на секун­ду выклю­чить фары, то очер­та­ния пред­ме­тов вокруг при­об­ре­тут боль­шую рельеф­ность.

Осве­ще­ние доро­ги ночью зави­сит от све­то­вых при­бо­ров: сле­ди­те за тем, что­бы фары были чисты­ми, а при­бо­ры исправ­ны­ми.

Вет­ро­вое стек­ло долж­но быть чистым, ина­че види­мость ухуд­ша­ет­ся, а свет фар машин, дви­га­ю­щих­ся по встреч­ной поло­се, рас­се­и­ва­ет­ся.

Учи­ты­вая все нюан­сы и соблю­дая нехит­рые пра­ви­ла масте­ров ноч­но­го вожде­ния, вы буде­те насла­ждать­ся роман­ти­кой ноч­ных Дорог!